ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Количественные числительные. (Grundzahlwörter)

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (DAS NUMERALE)

Числительное — самостоятельная часть речи, служащая для определения количества или порядка предметов при их счёте.

Классификация числительных по значению.

По значению числительные делятся на:

определённые (zwei, der sechste, ein Drittel) и

неопределённые (viel, wenig, etwas).

Определённые числительные в свою очередь распадаются на:

1)       количественные — fünf, neun, drei

2)       порядковые — der fünfte, der neunte, der dritte

3)       дробные — ein Sechstel, ein Zwanzigstel

4)       многократные — vierfach, dreierlei

По способу образования числительные бывают:

1. простые—eins, zwei, drei,

2. производные — der vierte, der zehnte, einige;

3. сложные — dreizehn, fünfzehn.

Количественные числительные. (Grundzahlwörter)

• Количественные числительные обозначают определенное количество и отвечают на вопрос  «wieviel?» — сколько?

Первые 12 количественных числительных являются корневыми словами:

1        eins                   4  vier               7     sieben               10 zehn

2        zwei                  5  fünf              8     acht                  11 elf

3        drei                   6  sechs            9     neun                 12 zwölf

• Кроме первых двенадцати числительных, корневыми сло­вами являются следующие количественные числительные:

100 — hundert                 1000 — tausend

1.000.000 — eine Million       1.000.000.000 — eine Milliarde

П р и м е ч а н и е. Eine Million и eine Milliarde по значению числительные, а по форме существительные.

 

• Названия десятков — производные слова; они образуются при помощи суффикса -zig, кроме 30 — dreißig.

20 — zwanzig            30 — dreißig        40 — vierzig      60 — fünfzig

60 — sechzig             70 — siebzig        80 — achtzig     90 — neunzig

• От 13 до 19 числительные образуются из соединения названия единиц и числительного zehn:

13       — dreizehn                  17  — siebzehn

14       — vierzehn                  18  — achtzehn

15       — fünfzehn                 19  — neunzehn

16       — sechzehn

П р и м е ч а н и е. В числительных sechzehn и sechzig выпа­дает s, а в числительных siebzehn и siebzig выпадает -еn.

• Сложные количественные числительные от 21 до 99 обра­зуются с союзом und, причём название единиц стоит перед названием десятков. Сложные количественные числительные пишутся слитно:

21 — einundzwanzig           56 — sechsundfünfzig

22 — zweiundzwanzig                 78 — achtundsiebzig

33 — dreiunddreißig            89 — neunundachtzig

44 — vierundvierzig            96 — sechsundneunzig

П p и м e ч а н и e. Для обозначения даты в немецком языке употребляются:

— количественные числительные для обозначения года —

<В тысяча девятьсот семнадцатом году» переводится im Jahre neunzehnhundertsiebzehn или neunzehnhundertsiebzehn

— порядковые числительные для обозначения числа (дня ме­сяца)— am ersten Mai.

 

• Миллионы и миллиарды, будучи существительными, пишутся отдельно:

6 254322

— sechs Millionen zweihundertvierundfünfzigtausenddreihundertzweiundzwanzig

 

• Следует обратить внимание на то, что при обозначении сумм или количества называют тысячи и сотни отдельно:

Dieser Mantel kostet tausendfünfhundert Rubel.

Diese Schule hat tausendsiebenhundert fünfzig Schüler.

• Количественные числительные употребляются вместе с су­ществительными как определения. Существительные в таких случаях стоят без артикля. Если перед существительным стоит местоимение, то оно ставится перед числительным:

Im Schulsaal gibt es zweihundert bequeme Plätze.

Du kannst diese drei freien Plätze für deine Freunde belegen.

• Количественные числительные, кроме ein, zwei, drei, нe склоняются.

Полное склонение имеет лишь ein, eine, ein. При счёте без существительного употребляются eins. Zweiи drei имеют в родительном падеже форму zweier, dreier,в датель­ном падеже zweien, dreien. Склоняемая форма этих числи­тельных употребляется лишь в том случае, если она стоит перед существительным без местоимения или предлога:

Der Lehrer hat die schriftlichen Arbeiten zweierSchüler korrigiert.

Ho: Der Lehrer hat die Arbeiten von zwei Schülern korri­giert или

Der Lehrer hat die Arbeiten dieser zwei Schüler korrigiert.

• Если подчёркивается связь двух предметов между собой, то вместо числительного zwei употребляется числительное  beide (оба):

Diese beiden Schüler sind sehr ordentlich.

• Если перед количественным числительным стоит определённый артикль, то в данном случае артикль является указательным местоимением, и такое предложение будет переводиться следующим образом:

Die vier Hefte  —  Эти четыре тетради.

• Количественное числительное может употребляться в качестве существительного, например,

Heute bekam ich eine Fünf.

Порядковые числительные. (Ordnungszahlwörter)

Порядковые числительные в отличие от количественных числительных изменяются по родам и падежам как прилагательные и согласуются с  тем существительным, к которому они относятся.  Порядковые числительные отвечают на вопрос  „welcher?“ —  какой?

• Порядковые числительные образуются от соответствующих количественных числительных:

от 2 до 19 они образуются при помощи суффикса tе

der zweite, der vierte, der zehnte, der neunzehnte;

от 20 и дальше при помощи суффикса stе

der zwanzigste, der dreißigste, der hundertste.

Не по основному правилу образуются следующие порядковые числительные:

der erste, der dritte, der achte.

• Порядковые числительные употребляются обычно с определённым артиклем и склоняются, как прилагательные, по слабому склонению:

Heute ist der 1. (der erste) September.

Im Kino saß ich in der zehnten Reihe.

Das dritte Zimmer rechts ist unser Klassenzimmer.

Даты на письме обозначаются цифрами с точкой, которая сигнализирует о суффиксе порядкового числительного и об его окончании:

Аm 21. Mai — (am einundzwanzigsten Mai).

Den 10. September — (den zehnten September).

Heute ist der 5. Januar — (Heute ist der fünfte Januar).

• Порядковые числительные пишутся с заглавной буквы, если они употребляются при обозначении характерной/отличительной особенности царствующей персоны, например,  Peter der Erste

Чтение порядковых числительных в адресе письма:

Berlin, den 3.4.2013  —  den dritten vierten zweitausenddreizehn

Склонение порядковых числительных.

Sg.                                                              Pl.

Nominativ          der erste Schüler                die ersten Schüler

Genitiv              des ersten Schülers             der ersten Schüler

Dativ                 dem ersten Schüler             den ersten Schülern

Akkusativ          den ersten Schüler              die ersten Schüler

 

• Письменной нумерацией дат (дней месяца), столетий, повторяющихся официальных событий и др. порядковое числительное изображается цифрой (арабской — для дат и столетий, римской — для съездов), после которой стоит точка. Эта точка заменяет суффикс порядкового числительного —t или —ste и падежное окончание:

der 4. Mai — 4.  — читается «vierte»

am 4. Mai — 4.  — читается «vierten»

das 18. Jahrhundert” – das achtzehnte Jahrhundert

im 20. Jh. — im zwanzigsten Jahrhundert

der XXII. Parteitag – der zweiundzwanzigste Parteitag

Дробные числительные. (Bruchzahlen)

 

Дробные числительные образуются от количественных числительных.

От 4 до 19 — они образуются при помощи суффикса tel, от 20 и дальше при помощи суффикса stel.

Примечание. Суффиксы tel и —stel произошли от слога Teil — часть:

1/4 — ein Viertel                        1/6 — ein Sechstel

1/10 — ein Zehntel                    1/20 — ein Zwanzigstel

3/20 – drei Zwanzigstel              4/104 – vier Hundertviertel

1/100 – ein Hundertstel

• Дробные числа пишутся, как существительные, с заглавной буквы.

При обозначении меры дробные числа не пишутся с заглавной буквы:

ein viertel Kilo,  dreiviertel Kilo

• Особо образуется 1/2 —ein halb (пол) или die Hälfte (половина). При обозначении меры употребляется ein halb, причём halb склоняется, как прилагательное:

ein halbes Kilo (полкило);

eine halbe Meile (полмили);

eine halbe Flasche Öl.

HО: die Hälfte der Zeit (половина времени);

die Hälfte aller Schüler (половина всех учеников).

 

• Если дробное числительное выражает части предмета или всего количества одинаковых предметов, то оно субстантивируется в существительное, оно будет существительным среднего рода и будет склоняться как существительное.

N.: ein Viertel des Tages – четвёртая часть дня,

G.: eines Viertels des Tages,

D.: einem Viertel des Tages,

A.: ein Viertel des Tages.

 

• Следует обратить внимание на следующие дробные числа, образующиеся не по основному правилу:

1 1/2 — anderthalb          2/2 — zweieinhalb

• Десятичные дробные числа обозначаются, как и по-русски:

0,3 — null Komma drei                  1,7 — eins Komma sieben

 

При сложении читаются:

3+4=7  – drei plus (und) vier ist (macht) sieben

При вычитании читаются:

9-4=5 – neun minus (weniger) vier ist (macht) fünf

При умножении читаются:

5х2,3=11,5 – fünf mal zwei Komma drei ist elf Komma fünf oder fünf multipliziert mit zwei Komma drei ist (macht) elf Komma fünf

При делении читаются:

8:2=4  – acht dividiert (geteilt) durch zwei ist (macht) fünf

При извлечении корня читаются:

√4 = 2 – Quadratwurzel aus 4 ist 2

Многократные числительные

Многократные числительные образуются от количественных, а также от неопределённых числительных с суффиксами -mal, -fach, -erlei:

1) с суффиксом -mal образуются:

einmal — один раз                    dreimal — три раза, трижды

zweimal — два раза, дважды       vielmal — много раз

Эти числительные являются числительными-наречиями:

Ich war zweimal im Kino. Der Lehrer hat diese schwere Regel vielmal wiederholt.

2) с суффиксами -fach, -erlei —

zweifach, mehrfach, zweierlei, mancherlei.

Puschkins alte Wärterin erzählte ihm mancherlei Geschichten, Märchen und Sagen.

П р и м е ч а н и е:

5X6 = 30 читается fünf mal sechs ist (gleich) dreißig.

Примечание:

При перечислении употребляются числительные-наречия, образованные с суффиксом -ens:

erstens (во-первых), zweitens (во-вторых), drittens (в-третьих) и т. д.

Числительные с -mal употребляются только в краткой, несклоняемой форме и, как правило, без существительного:

Неопределённые числительные.

Неопределённые числительные viel и wenig могут, как определения к существительному, склоняться или оставаться без изменения. Числительное wenig чаще всего стоит в неизменяемой форме:

Ich habe viel(e) / wenig(e) Freunde

Когда viel и wenig относятся к существительным, употреблённым в единственном числе, то они не изменяются:

Ich habe viel Zeit, viel Brot

Ich habe wenig Zeit, wenig Brot и т. д.

Viel и wenig, зависящие от глагола, рассматриваются как наречия:

Er muss viel lesen.

Sie hat am Sonnabend wenig gearbeitet.